Согласно буддийскому знанию, на пути человека, желающего следовать к освобождению, может возникнуть одно или несколько из пяти препятствий. Препятствия эти могут проявляться как в пространстве медитации, так и в повседневной жизни. И чтобы эффективно их преодолеть, важно, прежде всего, суметь проявить бдительность и ясно распознать их возникновение.
1. Чувственные желания
Чувственные желания – это стремление обрести удовлетворение с помощью зрения, слуха, обоняния, вкуса и осязания. В крайних формах подобные желания могут превращаться в навязчивый поиск постоянного удовольствия в еде, физической близости, музыке и т.д. Будда сравнивал чувственные желания с займом: любую радость, которую человек испытывает посредством чувств, однажды предстоит возместить тяготами потери, голода, разочарования, разлуки.
2. Недоброжелательность
Также это препятствие можно обозначить как отторжение, враждебность, сопротивление и пр. Недоброжелательность представляет собой своеобразную противоположность чувственной жажде. Она выражается в стремлении любым способом избежать опыта, который кажется человеку неприятным. Такой опыт может относиться как к сфере взаимодействия с внешним миром (например, человека могут раздражать другие люди или объекты), так и к области внутренних переживаний (например, в медитации практикующий может изо всех сил желать избежать телесной боли или болезненных мыслей и воспоминаний). Будда сравнивал недоброжелательность с болезнью. Как болезнь лишает человека свободы и счастья здоровья, так и недоброжелательность лишает его свободы и счастья покоя. Один из классических методов преодоления недоброжелательности – практика метты по отношению к себе и всем существам.
3. Лень и апатия
Лень и апатия может проявляться как тяжесть тела и тупость ума, как скука и медлительность. Это препятствие подобно дефициту некой движущей силы, необходимой для продолжения пути. Будда сравнивал охваченность ленью и апатией с заключением в темницу, находясь в которой человек не может свободно разгуливать по светлым просторам внешнего мира. Замечая в себе зачатки этих состояний, мы можем намеренно проявлять больше дисциплины и усердия, не позволяя ситуации усугубляться.
4. Беспокойство и сожаление
В отличие от ума, охваченного ленью, беспокойный ум пребывает в постоянном движении, прыгая с объекта на объект, как неуёмная обезьянка – с ветки на ветку. В медитации такой ум то и дело отвлекается. В качестве разновидности беспокойства рассматривается и безостановочное сожаление о содеянном, то есть состояние, при котором человек то и дело вспоминает былые ошибки и возвращается к ним мысленно, напрочь забывая о том, что происходит в настоящем. Будда сравнивал охваченного беспокойством человека с рабом, вынужденного постоянно подчиняться приказам деспотичного хозяина, который во всём требует от него совершенства.
5. Сомнения
Человека, охваченного сомнениями, Будда сравнивал с путником, заблудившимся в бескрайней пустыне без всяких ориентиров. Сомневающийся не может найти покоя и постоянно задаётся вопросами: «Верный ли это путь?», «Правильно ли я практикую?», «Получится ли у меня?» и т.д. Преодолевать сомнения рекомендуется путём чёткого знания и следования инструкциям, что в свою очередь возможно, когда перед глазами практикующего есть пример наставляющего учителя, а рядом есть надёжные единомышленники.
🍀 По материалам лекций Аджана Брахма и Аджана Тхиридхаммо